Перейти к навигации

Атрибуты социального театра

К этапу реализации: 

Источник

Для своей нетрадиционной социологической модели Э. Гоффман использовал театральную терминологию. Он говорит о актеров и зрителей, шаблоны и роли, сцену и кулисы, драматургически средства и драматургийну мастерство.

Социальная жизнь, по театральной версии, рассматривается как последовательное сочетание минидрам, ведь каждая социальное взаимодействие — это определенный вид спектакля с его собственными правилами. Спектакль — вся деятельность индивида, которая происходит в течение длительного времени перед кругом наблюдателей и влияет на них, а также испытывает обратного влияния. Во время спектакля индивид целенаправленно или непроизвольно использует выразительные средства стандартного вида — особое окружение, определенную внешность и манеру поведения, которые формируют "лицо" спектакля.

Течение большинства наших социальных обменов мы находимся "на сцене в своеобразной пьесе". Мы вообще актеры, которые должны соблюдаться сценария, предусмотренного в основных чертах обществом через ролевые предписания. Общество распределяет роли и награждает нас за добросовестное или наказывает за плохое выполнение их. Индивид как социальный актер творит свою жизнь. Он ответственный и свободный субъект своей жизни, поэтому насколько удачно оно состоит, зависит и от его драматургически способностей. Э. Гоффман чаще всего называет индивида исполнителем {performer), поскольку тот выполняет определенную роль и оказывает своими выразительными действиями определенное впечатление. Актер дает представление перед публикой (или зрителями, аудиторией). В театральной модели последняя занимает центральное место: во-первых, без публики театр вообще не существует, во-вторых, она имеет большую власть над результатом ролевой игры, ведь успех театра определяется тем, одобрит или не одобрит публика спектакль, исполнения и тот образ роли, который создал актер.Исполнения рассматривается как активность определенного участника при определенных обстоятельствах взаимодействия, которая имеет целью определенным образом повлиять на других участников. Партия, или шаблон, — это заранее определенный состав действий, которые разворачиваются в процессе выполнения и могут выполняться актером других обстоятельств. Социальная роль — приведение к действию прав и обязанностей, связанных с определенным статусом. Социальная роль содержит одну или несколько партий, и каждую из них исполнитель может сыграть за ряда обстоятельств перед аудиторией одного и того же типа.

Известно, что в театре спектакль всегда выполняется театральной труппой. В повседневной жизни также часто не отдельные индивиды выступают перед зрителями, а два и более, то есть команда. Команда — это любой набор индивидов, которые кооперируются по постановке отдельных повседневных деятельностей. В этом случае индивид действует не как самостоятельный и независимый исполнитель, а как член команды (семьи, компании друзей, профессиональной группы, клуба, спортивной команды), выполняя обязательную, предписанную ему роль, следуя линии поведения команды, а не собственной. Все мы играем специализированные, парные роли в семье (например, родителей и детей, брата и сестры, мужа и жены), в кругу друзей, среди посторонних (водитель и пассажир, покупатель и продавец), на работе, в школе и т.д..

Каждый спектакль имеет пространственное оформление — сцену, где исполнитель и его партнеры играют свои партии перед зрителями, и закулисную пространство, где актеры отдыхают и готовят спектакль.

Итак, театральная модель повседневности Б. Гоффмана является достаточно убедительной, поскольку он детально анализирует все атрибуты театра, находя их аналоги в повседневной жизни. Теория будит воображение, предоставляет социологического содержания понятием театрального лексикона, привлекая их к повседневной речи людей.

+1
0
-1


Main menu 2

Blog | by Dr. Radut